Вторник, 05.03.2024, 01:21
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Белогорова В. Г. - музыкальный руководитель

"Фольклор в жизни маленьких детей"

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

  Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Третий год жизни детей приносит новое, имеет свои неповторимые особенности в общем развитии, и в методике ознакомления с народной поэзией. К концу третьего года жизни у ребёнка усиливается произвольность и преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания в русле заданной взрослым системы, наблюдается усиленное развитие активных ориентировочно – исследовательских действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, а вместе с этим и понимание простейших причинно – следственных связей и отношений. Всё это уже позволяет считать детей к концу третьего года жизни младшими дошкольниками.

  Народное поэтическое творчество благодатно для занятий в ранний период детства. Если дети первого – второго года жизни в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приёмы потешек, песенок, то на третьем году их, как правило, увлекает содержание художественного произведения, ход развёртывающихся событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых в них событий, а главное, направленность на результат, способ его достижения.

 Системный подход к ознакомлению с окружающим, как показало исследование, остаётся действенным на третьем году жизни детей, приобретая новые характеристики. Если на втором году жизни дети познают отдельные действия людей в различных ситуациях (бытовой, игровой, трудовой, художественной), то на третьем году начинают понимать их, как различные виды деятельности  человека, направленной на отдельный результат.

  Обращаясь к предмету нашего исследования, ещё раз подчеркнём: именно на третьем году жизни ребёнок овладевает способами активной ориентировки. Действия человека ребёнок начинает осознавать как виды деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой), направленные на результат. Именно это и составляет те базисные возможности, которые позволяют ребёнку действовать в образном плане. Например, как дети воспринимают потешку: « Собака на кухне пироги печёт, кот в углу сухари толчёт, кошка в окошке платье шьёт, курочка в сапожках избушку метёт.»

         Для ребёнка третьего года жизни этот текст звучит по-новому, несёт дополнительную информацию. Если малыша двух лет забавлял сам процесс ( как кот сухари толчёт, а курочка метёт? ), то ребёнок трёхлетнего возраста ориентируется уже на цели и результат действий персонажа: собака печёт, чтобы накормить всех вкусными пирогами; кошка шьёт себе платье, чтобы нарядиться; курочка метёт избушку, чтобы навести чистоту. Знакомясь с профессиями в контексте этой потешки, дети так и воспринимают собаку поваром, кошку портнихой, курочку – дворником.

   Дети уже способны дорисовывать в своём воображении последствия того содержания, которое дано в потешке, начинают ориентироваться на результат действия персонажа. Это возможно потому, что воспринимается действие по аналогии с действиями человека.

 Народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающими через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно, открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

  Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребёнку потому, что их герои – животные разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай); бытовые (убирают дом, пекут пироги); художественные (пляшут, поют); игровые (играют в прятки). Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребёнку третьего года жизни понимать произведение более объёмно, образно. Детей уже не удивляет поведение сороки – белобоки, курочки – рябушечки, козы – дерезы, так как они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описываемые события.

    Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище; человек и результаты его труда; человек и растительный мир. Новым является то, что ребёнок в этот возрастной период начинает усваивать условия жизни животных и их детёнышей более детально, воспринимает их внешние особенности и повадки. Взрослые животные и их детёныши ассоциируются «как мама и её детки».

 Ещё одна особенность третьего года жизни: наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности. Художественное произведение помогает почувствовать реалистичное в повествовании (например, «Как у котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые) и сказочные («Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился» и т.д.).

     Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем), формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребёнку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

   Через сказку, потешку, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковь, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

   Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Постепенно ребёнок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность, может рассказать, чем всё закончилось. Он начинает понимать не только житейские обыденные ситуации, но и непредвиденные ситуации сюжета, откликается на юмор, курьёзность некоторых ситуаций. Сопоставляя реальное сказочное, действительное и «понарошечное», смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.

   Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее достижение тайн природы и величие человеческого духа.

     Третий год для ребёнка – это только начало творческого пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества!

 

 

 

 

 

Категория: Белогорова В. Г. - музыкальный руководитель | Добавил: detsad72 (14.05.2022)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar