Вторник, 05.03.2024, 01:29
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Кочетова И. В. - воспитатель

"Значение дидактической игры в формировании личности ребенка"

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется обучающего и воспитательного воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется  через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. 

 Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке"; "Кто в каком домике живет?" и т.д.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что–то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

 Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и в не игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

 Дидактические игры имеют важное значение для формирования личности. Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх.

  К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: "Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры."

Далее он указал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

 Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она придавала сенсорному восприятию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием "Парные игры", которые требовали сосредоточенности внимания, умение выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, наружных порядок: игры с дидактической куклой и др. Е. И. Тихеевой сформированы требования к системе и содержание дидактического материала и дано его описание.

 В общей системы обучения дидактическая игра преобладают самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя всё многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду.

 Своеобразие обучения в детском саду заключается в том, что содержание его не имеет предметного разделения, в основе которого лежит развитие логики науки, системы научных знаний по тому или иному предмету. Содержанием обучения в детском саду является расширение общих представлений об окружающей жизни, накопление запаса конкретных представлений в процессе восприятие, закрепление  воспринятого в памяти, развитие первичных форм мышления. В целях конкретизации и систематизации содержание обучения представлено в разделах работы с детьми: "Ознакомление с окружающем и развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация", "Музыкальное воспитание", "Физическая культура" и др.

 Игровая деятельность, как форма обучения в детском саду,  направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, припоминания, сравнения, первичных форм аналитикосинтетической деятельности, деятельности воображения, развития любопытности и познавательных интересов.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его и на решение задач нравственного воспитания воспитание продолжительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традиции русского народа, воспитание уважения к семье, к старшим. В содержании обучения раскрываются нравственные черты: доброта, справедливость, правдивость, честность, трудолюбие, любовь и уважение к Родине. В игре формируется нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решения игровых задач, выполнение игровых действий. Дети обращаются друг с другом, радуются общему успеху.

 Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического воспитания и явлениям   социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.

Обучение должно быть таким, чтобы она вызвала усилием мысли, но не требовала напряжением, не вызвало усталости, страха и нежелательности учиться дальше, чем ребёнок придет в школу.

 

Категория: Кочетова И. В. - воспитатель | Добавил: detsad72 (11.10.2021)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar