Вторник, 21.05.2024, 00:31
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Береславская А. А. - воспитатель

"Как обучить детей ПДД: говорим о безопасном поведении на дорогах"

Рекомендации по обучению детей ПДД для родителей.

   Самые первые познания в области ПДД дети в основной массе начинают получать от родителей. И юный возраст – наиболее благоприятное время для формирования устойчивых знаний и навыков безопасности. 

 Начальное обучение правилам дорожного движения родители и другие взрослые члены семьи могут проводить по двум темам: 

  • "Идем на прогулку" – практическое занятие с игровыми элементами. 
  • Игра "Едем в машине"

Прогулка по улицам 

  Начните знакомить малыша с окружающим его миром и подстерегающими на дорогах опасностями как можно раньше. Ваша задача – не напугать ребенка, расписывая ему ужасы дорог, а объяснить, что представляет для него опасность, где следует быть осторожным и как надо поступать в разных ситуациях.  

  Показывайте ребенку основные элементы дорог: проезжую часть, тротуар, пешеходный переход, обочину. Объясняйте их назначение понятными ему словами. Расскажите малышу о светофоре, объясните, для чего меняются цвета. 

  По пешеходным переходам переходите спокойно, на зеленый свет, крепко взяв ребенка за руку. Объясняйте ему, почему опасно перебегать дорогу: ни взрослый человек, ни тем более ребенок не могут бегать быстрее машин. Расскажите ему, что и пешеходы тоже являются участниками дорожного движения. И они, и автомобилисты должны вести себя вежливо по отношению друг к другу. 

    Вовлекайте малыша в ситуационные игры. В игровой форме ребенок легко воспримет азы ПДД уже начиная с 2 лет. Предлагайте ему обыгрывать различные дорожные ситуации, например: «Если твой мячик из рук укатился на дорогу, что ты будешь делать?» Привлекайте его внимание к пешеходам, нарушающим правила, объясняйте, в чем именно состоит нарушение. 

В поездке: как привлечь внимание ребенка к дороге. 

  Некоторые родители ошибочно полагают, что если их ребенок дошкольного возраста передвигается преимущественно в машине, то ПДД ему знать пока необязательно. На самом деле активное детское воображение имеет образное восприятие, даже во время пассивного нахождения в детском кресле ребенок впитывает информацию об окружающей обстановке. Проведите это время с максимальной пользой – потратьте его на обучение правилам дорожного движения.  

  Прежде всего взрослые своим примером демонстрируют ребенку, как правильно вести себя в дорожной ситуации. 

  Малыш вполне способен заметить, пристегнулся ли взрослый ремнем безопасности до начала движения, убрал ли мобильный телефон и не отвлекается ли он на что-нибудь во время движения.

Поэтому, как ни банально, обучение детей ПДД родителям надо начинать с себя.  

  Обучение ребят дошкольного возраста ПДД во время поездки проводите в форме занимательной игры с разбором дорожных ситуаций. К примеру, почему, садясь в машину, он должен занять именно детское кресло и обязательно пристегнуться ремнем безопасности. Комментируйте и разъясняйте ребенку понятными ему словами ваши или чьи-то действия.  

Важно! Научив детей распознавать опасные ситуации и понимать свою ответственность как пешеходов, вы помогаете им обрести уверенность, необходимую для обеспечения их безопасности на дорогах по мере взросления. 

Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ 

  Обучение ребят дошкольного возраста ПДД в детском саду– это комплексная система мероприятий по формированию у них основ безопасного поведения на улице. Дети приходят в дошкольное учреждение с разным багажом уже усвоенных ими знаний. Задача воспитателя-педагога – сделать так, чтобы обучение стало интересным для всей группы. 

 В каждом ДОУ разрабатывается собственная программа обучения детей правилам дорожного движения в соответствии с ФБОУ и календарным планом методической работы. Следуя разработанным методическим рекомендациям по обучению ребят ПДД, педагоги проводят их обучение правилам дорожного движения, постепенно переходя от простого к сложному – от игры к решению ситуационных задач. 

Методы и задачи обучения ПДД в детском саду  

Эффективность процесса обучения детей зависит от того, насколько четко взаимодействуют в процессе все компоненты методической системы обучения. 

Цель – обеспечение безопасности жизни детей путем получения ими знаний и навыков правил дорожного движения. 

Содержание – программа обучения правилам дорожного движения, учебные материалы, стандарты ФГОС. 

Методы:

  • словесные (беседы, чтение, заучивание стихов); 
  • игровые (дидактические игры, обучающие, настольно-печатные, подвижные игры); 
  • наглядные (обучение по картинкам, демонстрация обучающих видео); 
  • практические (спортивные игры с элементами ПДД и сюжетно-ролевые постановки). 

Средства – наглядные материалы, учебники, художественная литература, видео- и аудиоматериалы, оборудованный учебный кабинет. 

Используя как основу последовательность компонентов методической системы обучения детей ПДД, педагоги ДОУ решают следующие задачи: 

  • стимулируют заинтересованность в получении навыков безопасности на улице; 
  • активизируют наблюдательность, внимательность и инициативность; 
  • развивают стремление детей к развитию творческих и конструкторских способностей; 
  • углубляют познания воспитанников путем обучающих методов – изобразительной деятельности, конструирования; 
  • закрепляют в сознании у дошкольников необходимость безопасного поведения на улице, подчеркивая при этом значимость соблюдения ПДД. 

Для разных возрастных групп существуют предпочтительные методы подачи материала о ПДД. Например, если для младших групп усвоение информации эффективно идет через игры и визуальные методы, то для старших чаще подбирают формы игр-тренингов, постановок или соревнований.  

Метод подачи информации для разного возраста

Далее чуть подробнее остановимся на рекомендациях по обучению ПДД в разновозрастных группах ДОУ. 

Младшая группа 

   В младших группах ДОУ не все уже умеют сосредоточиться на процессе получения информации. Возможно, для многих из них некоторые формы подачи знаний о ПДД покажутся неинтересными и вовлечение всех детей  

Задачи:  

  • научить ребят двигаться поодиночке и группами в различных направлениях;  
  • выработать согласованность в движениях с другими участниками игры; 
  • привить детям навыки движения в заданных направлениях; 
  • обучить детей быстро реагировать на сигнал воспитателя, при этом четко выполнять его команды; 
  • научить различать сигналы светофора, объяснить назначение каждого цвета; 
  • научить отличать тротуар от проезжей части. 

Методы: 

Педагогу, чтобы завладеть вниманием воспитанников младшего возраста, лучше выбрать игровой формат обучения детей правилам дорожного движения. Занятия начинают с простых подвижных игр, где ребята учатся синхронному взаимодействию друг с другом, при этом одновременно реагируют на сигналы педагога. Наличие красочных наглядных материалов (картинок, макетов, фигур и т. п.), которые можно рассмотреть, потрогать и поиграть, привлекает детское внимание, и это помогает хорошо усваивать новую для ребят информацию. Беседы в младших группах лучше проводить в форме вопрос-ответ, это дополнительно учит детей взаимодействию друг с другом.  

Средняя группа 

   Воспитанники средней группы обладают уже достаточной координацией движений, быстро реагируют на команды педагога. В этот период важно научить детей концентрировать внимание на объектах, представляющих опасность, правильно реагировать на сигналы светофора и освоить алгоритм движения по пешеходному переходу. 

Задачи:

  • закрепить представление детей о цветах светофора: красный, желтый, зеленый; 
  • выучить виды транспортных средств;  
  • тренировать внимание и наблюдательность. 

Методы: 

Эффективными способами подачи информации являются дидактические игры с макетами светофоров и дорожных знаков, настольные игры на тему знакомства с дорожными знаками. Они предназначены для закрепления у малышей представления об основных движениях пешеходов и транспорта по сигналам светофора. В качестве наглядных средств на занятиях дети просматривают анимационные видеоролики, обучающие основным ПДД для пешеходов.  

Старшая и подготовительная группы 

Задачи: 

  • научить детей различать все типы дорожных знаков; 
  • закрепить знания о ПДД на практических занятиях; 
  • воспитывать навыки применения полученных знаний в повседневной жизни. 

Методы: 

В приоритете обучающие игры, игры-соревнования, викторины и игры в дорожные ситуации. Во время занятий малышам предлагаются различные ситуативные задачи с пешеходами на дорогах, в которых они находят правильные решения. Воспитатели проводят чтение и заучивание стихотворений, устраивают различные костюмированные постановки на тему ПДД. 

Важно: 

  • Система обучения детей в ДОУ эффективно функционирует при соблюдении следующих необходимых условий: 
  • Организация непрерывного процесса обучения детей ПДД. 
  • Подготовка педагогов к квалифицированному процессу обучения. 
  • Разработка ежегодного календарного плана мероприятий. 
  • Программа обучения правилам дорожного движения. 
  • Работа в тесном взаимодействии с родителями и специалистами ГИБДД.  
  • Обеспечение современной материально-технической базы для организации образовательного процесса. 

Итог

   Цель обучения детей ПДД состоит не только в том, чтобы они получили знания в области дорожного движения, но и в том, чтобы на базе этих знаний они выработали устойчивые практические навыки безопасного поведения на улице, научились анализировать дорожные ситуации и принимать правильные решения. Чем лучше дети освоят эти навыки, тем больше у них шансов сохранить и обезопасить свою жизнь. 

 

Категория: Береславская А. А. - воспитатель | Добавил: detsad72 (12.12.2020)
Просмотров: 2450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar